Воровство невесты у казахов

Содержание
  1. Кража невест, жертвоприношение и казы – какие казахстанские традиции шокируют иностранцев
  2. «Орел и Решка» и казахские национальные блюда
  3. Американские СМИ и кража невест
  4. Николас Кейдж и чапан
  5. Похитители естества: как девушек в Киргизии принуждают к свадьбе
  6. Хватай и беги
  7. Простыня с кровью
  8. Нож для невесты
  9. Воровство невесты у казахов
  10. Кража невесты у казахов
  11. Похищение невесты
  12. Азаттык: Закон против кражи невест заработал
  13. Воровство девушек у казахов
  14. Научная статья по теме — КРАЖА- ЭТО ВЕЧНЫЙ НАШ ОБЫЧАЙ: УМЫКАНИЕ НЕВЕСТЫ У РОССИЙСКИХ КАЗАХОВ История
  15. Похищение невесты в Казахстане: обряд или преступление
  16. Самые громкие истории похищения невест в Казахстане
  17. Надели платок – обязана выйти замуж
  18. Веди себя доступно
  19. Из альма-матер – в невесты
  20. Решила пошутить
  21. Испугался статьи
  22. Кража с летальным исходом
  23. Две попытки похищения
  24. Поворотный момент
  25. Неравные браки
  26. История, которая не повторилась
  27. Сельская традиция против городских нравов: где нельзя воровать девушек в Казахстане?
  28. Алматинским девушкам чужды варварские традиции
  29. Воровство невест противоречит идеологии Казахстана
  30. «Слюбились» не значит счастливы
  31. В узбекистане «уята» еще больше
  32. Инструкция украденным девушкам

Кража невест, жертвоприношение и казы – какие казахстанские традиции шокируют иностранцев

Воровство невесты у казахов

Накануне на “Барыс-Арене” по просьбе астанинской команды был зарезан баран, чтобы прервать неудачную серию поражений. Новость об этом облетела множество зарубежных СМИ.

Пресс-секретарь ХК “Барыс” Евгений Акманов объяснил, в конце 2017 года команда обратилась к руководству ХК с просьбой освятить раздевалку на удачу, пригласить священнослужителей. На арене “Барыса” побывали батюшка и имам.

– Сперва имам прочитал молитву, затем зарезали барана. В Казахстане есть такая традиция жертвоприношения, и к ней надо относиться с уважением. Легионеры были там, все видели. Но все стояли спокойно, никто в обморок не падал, никому плохо не становилось. Все отнеслись с пониманием и уважением.

Кроме того, они попросили перевести, что именно говорили священнослужители. Учитывая, что “Барыс” является многонациональной командой, было принято решение пригласить не только имама, но и батюшку. Он прочитал молитву и окропил святой водой ребят.

Также по просьбе Хенрика Карлссона и Кевина Даллмэна он окропил святой водой клюшки, игровые свитера, раздевалку и даже ловушку Хенрика, – рассказал Акманов.

Странным является факт того, что это далеко не первый подобный случай, но именно ему удалось вызвать подобный резонанс. Например, ещё в 2013 году карагандинский “Шахтер” перед первой игрой с шотландским “Селтиком” в рамках раунда плей-офф футбольной Лиги чемпионов зарезал черного барана. Причем неоднократно этим занимаются и другие футбольные клубы, да и не только казахстанские.

Так российский «Амкар» зарезал барана перед гостевым матчем с тульским «Арсеналом» летом 2017 года и как оказалось, клуб подсмотрел этот обряд у главного тренера московского «Локомотива» Юрия Семина, по инициативе которого барана резали перед началом каждого сезона. А если кто не помнит, то Семин является бывшим игроком «Кайрата».

В связи с этим корреспондент медиа-портала Caravan.kz решил вспомнить какие ещё казахстанские традиции вызывали страх, трепет или же негодование у неподготовленной зарубежной публики.

«Орел и Решка» и казахские национальные блюда

Ещё в 2013 году программа «Орел и Решка» посетила Казахстан в рамках сезона, который был озаглавлен как «Назад в СССР». Ведущим Андрею и Анастасии удалось побывать в Алматы, посетить местные достопримечательности, отведать казахскую кухню и удивиться особенностями нашего менталитета. Многие казахстанцы, после просмотра передачи, остались крайне недовольны.

В первую очередь это было связано с тем, что ведущий программы Андрей Бедняков, зайдя в один из алматинских ресторанов, проявил желание отведать традиционной казахской кухни.

Но после того, как ему принесли блюда, он начал кривляться, говорить о том, что еда «воняет» и глумиться над исконной казахской пищей.

В конечном итоге он заявил, что «особо впечатлительные туристы рискуют остаться в Казахстане голодными», так как наша пища, видимо, подходит не всем.

Подобное неуважение к казахской культуре вызвало вполне справедливое негодование со стороны жителей нашей страны.

Программа «Орёл и решка», желая исправиться, приехала в Казахстан во второй раз летом 2017 года и на этот раз остановила свое внимание на Астане, где в тот момент проходило ЭКСПО-2017. Но и в этот раз уже новым ведущим программы не удалось угодить казахстанцам.

И больше всего вопросов было опять же к тому моменту, когда ведущие начали пробовать наши национальные блюда. Больше всего в памяти наших сограждан остался момент, когда ведущая по имени Наталья, заказала себе баранью голову и прочие мясные деликатесы.

– По-вашему, глядя на голову этого некогда живого организма, у меня должен быть аппетит? Это, конечно, жесть… – с недовольным выражением лица произнесла ведущая Наталья Ивлева.

Также, ведущая заявила, что у казахов «никогда мясного изобилия не было» и якобы поэтому ели всё: «и хвост, и копыта и даже голову».

Естественно, подобные заявление не оставили равнодушными ни одного казахстанца – социальные сети наводнили гневные комментарии, как от обычных пользователей, так и от известных блогеров.

Американские СМИ и кража невест

В 2014 году, одно из крупнейших американских СМИ – The New York Post – написало статью о похищении невесты в стиле «Бората».

Издание также привело статистику, где указывается, что в Казахстане подобная традиция используется повсеместно и более 60% браков начинаются именно с этого.

К материалу также прикрепили видео, история которого довольно тривиальна: действие происходит в Акмолинской области, где многочисленные родственники жениха насильно затаскивают девушку в дом, несмотря на сопротивление и крики.

Первым из западных СМИ видео опубликовало издание Central European News и прокомментировало: «Сцена имеет все задатки традиционной церемонии бракосочетания: казахская музыка, специальный свадебный ковер и конфеты, брошенные вслед».

Николас Кейдж и чапан

В июле 2017 года, в рамках кинофестиваля «Евразия» нашу страну посетил Николас Кейдж, который вскоре стал героем насмешек и фотожаб благодаря тому, что по старой казахской традиции на него, как на уважаемого гостя, надели чапан.

Досталось в этом случае не только чапанам, но и нашему традиционному кумысу. Пользователи сети со всего мира удивились странному выражению лица актера и предположили, что он перепил кумыса.

Многие иностранные пользователи удивлялись тому, зачем в современном мире существуют подобные «ритуалы» и задались вопросом о том, какие цели они преследуют. Мнения казахстанцев и вовсе разделились, кто-то утверждал, что это архаичный обычай, от которого уже давным-давно стоит отказаться, а кто-то наоборот заявлял, что про чапаны забывать не стоит.

Источник: https://www.caravan.kz/news/krazha-nevest-zhertvoprinoshenie-i-kazy-kakie-kazakhstanskie-tradicii-shokiruyut-inostrancev-407038/

Похитители естества: как девушек в Киргизии принуждают к свадьбе

Воровство невесты у казахов

Кольца, белоснежная фата, платье «как у принцессы», а рядом он — любимый и единственный. Многие девушки именно так представляют свою свадьбу. Однако самый счастливый день в жизни для жительниц Киргизии часто превращается в кошмар. В республике по-прежнему популярна кража невесты.

После похищения будущих жен бьют и насилуют. В стране пытаются бороться с позорным явлением: в апреле Бишкек принял поправки в Уголовный кодекс. Похитителям теперь грозит 10 лет лишения свободы и большой штраф.

«Известия» разбирались в том, помогут ли новшества одолеть жестокое обращение с женщинами.

Хватай и беги

Похищение невесты в Киргизии называется ала качуу («хватай и беги»). Некоторые инциденты являются постановочными, однако большинство происходит против воли девушек. Романтичного в этом обычае не так много: со своими избранницами женихи обращаются хуже, чем с домашними животными.

Некоторые девушки готовы делиться своими историями. Айгуль из Таласской области говорит, что ее похитили в день рождения отца.

— Это было 19 сентября. Я ушла с работы пораньше, чтобы подготовиться. На улице увидела автомобиль соседа. Он сказал, что моя тетя послала его, чтобы помочь.

Я без раздумий села в машину: была молодая и наивная… Осознав, что происходит, стала вырываться, но он велел водителю свернуть в сторону села. В машине было еще два его друга.

Они смеялись и говорили: «Ты никуда не денешься, сиди тихо!» Сначала крепко держали меня, а потом выволокли из машины, — рассказывает девушка.

По ее словам, в чужом доме она плакала без перерыва.

— Через несколько дней мои родители согласились на этот брак. Но я всё не могла поверить, что действительно должна выйти за него замуж. Затем провели нике (обряд бракосочетания. — Ред.), и мне надо было идти с ним в постель. Он сделал всё силой, а потом я потеряла сознание. Его родственницы умыли мне лицо и отпоили горячим чаем с малиновым вареньем, — вспоминает Айгуль.

Она добавляет, что испытывала к мужчине страх и отвращение.

— Когда мы переехали в город, он насиловал меня снова и снова. Позже я узнала, что за два дня до моего похищения он украл другую девушку, но та сумела сбежать. Ему было стыдно перед родней — требовалось скорее привести в дом любую другую невесту, потому что всё было готово к свадьбе, — объясняет девушка, которой позже всё-таки удалось уйти от ненавистного мужа.

Простыня с кровью

Ежедневно в Киргизии похищают до 30 женщин, за год похищают около 10 тыс. невест. Примерно 20% всех браков в республике создаются путем ала-качуу. В сельской местности похищение предваряет 60% браков. По данным ООН, в республике 13,8% женщин в возрасте до 24 лет принудительно выдавались замуж.

Схема всегда примерно одинаковая. Жених и его друзья хватают девушку на улице, заталкивают в машину и увозят в дом похитителя. Дома родственники мужчины уговаривают девушку остаться, убеждая ее, что это киргизская традиция и «так происходит со всеми». Если она собирается уйти, то часто самая пожилая женщина ложится на пороге. Переступить через нее у киргизов означает стать проклятой.

Девушка может сохранять связь с внешним миром. Например, ей могут позволить позвонить родителям. Те, однако, не спешат на помощь, а тоже уговаривают остаться, чтобы «не позорить семью».

Они напоминают, что бесчестьем считается провести женщине хотя бы ночь вне дома. Убеждают, что вряд ли найдется мужчина, который на ней женится после похищения.

Многие родители принимают подарки и денежное вознаграждение от родственников похитителя и соглашаются на брак.

Иногда, впрочем, родственники обращаются в правоохранительные органы. Те, однако, реагируют без энтузиазма.

Многие милиционеры считают похищение невинной шалостью и даже народной традицией, поэтому относятся к людям, подающим заявление, несерьезно: насмехаются, грубят, оказывают психологическое давление.

По данным МВД страны, в правоохранительные органы за последние пять лет поступило 895 заявлений, но в 727 случаях из них уголовные дела возбуждены не были.

В первые дни после похищения жених должен заняться со своей жертвой сексом — сделать ее «своей». Если девушка сопротивляется, то мужчина ее насилует. Обычно родственницы жениха выжидают окончания полового акта. После этого они вывешивают во дворе простыню со следами крови, демонстрируя, что похищенная была девственницей.

При этом кровь при первом половом акте выделяется далеко не всегда. Если красных отметин нет, то девушку могут вернуть родителям. Поддержки она, как правило, не находит даже в своей семье, так как ее подозревают в распутстве.

Если девственность не подвергается сомнению, то похититель и жертва создают семью.

Такие браки часто не регистрируются официально, а потому женщины даже с ребенком на руках в случае прекращения отношений лишаются любых прав на имущество и других гарантий.

Нож для невесты

Интересно, что традиционным такой способ создания семьи назвать нельзя. Киргизский историк Элери Битикчи указывает, что в норме браки заключались по договоренности между родителями жениха и невесты.

Если парень и девушка влюблялись друг в друга, сбегали и женились против воли родителей, но по обоюдному согласию, это называлось ала качуу. Для насильственных похищений применялся иной термин — зордук.

Этим же словом обозначалось изнасилование.

Рассуждения экспертов, впрочем, мало влияют на общественное мнение. Всколыхнула Киргизию трагедия, которая произошла в мае 2018 года.

Тогда в Жайылском районе на севере страны 30-летний водитель маршрутки Марс Бодошев вместе с друзьями подкараулил 19-летнюю Бурулай Турдалиеву. Девушку затолкали в машину, но родители сразу обратились в милицию.

Похитителей задержали, доставили в РОВД, но там почему-то оставили наедине с девушкой.

— Когда мы приехали в милицию, нам сообщили, что Марс ее зарезал. Когда я омывала Бурулай, я увидела на ее теле четыре ножевых ранения: на спине, у горла и на грудной клетке. Убийца ножом вырезал буквы «Н+Б». На «Н» начинается имя жениха, которого любила Бурулай и за которого собиралась замуж, — рассказала сестра погибшей.

Суд приговорил Бодошева к 20 годам в колонии строгого режима с конфискацией имущества. Также было уволено руководство отдела МВД, где убили Бурулай. В Бишкеке прошел митинг против ала-качуу девушек. Законодатели задумались об ужесточении наказания за похищение.

Поправки в Уголовный кодекс внесли в начале апреля нынешнего года. Лица, вынуждающие несовершеннолетних девушек вступить в брак, заплатят штраф в размере 200 тыс. сомов (более $3 тыс.). Максимальное наказание за похищение девушек теперь составляет 10 лет лишения свободы.

Интересно, что даже эти изменения не позволили невестам стать ценнее домашнего скота. За его кражу в Киргизии полагается 11 лет лишения свободы. В предыдущий раз законодательство, карающее ала-качуу, ужесточили в 2013 году. К искоренению проблемы это не привело.

Отношение к обычаю в киргизском обществе остается лояльным. Считается, что благодаря им свадьбы обходятся дешевле, экономится время на ухаживание. Ала-качуу романтизируется в массовой культуре. Зимой 2019 года на главном телеканале страны КТРК транслировался сериал «Акшоола».

По сюжету одну из героинь украли. После уговоров, рассуждений о «женском счастье» она осталась жить с похитителем. Широко разошлась также лента «Боз салкын» («Светлая прохлада»), в которой кража приводит к счастливому браку. Фильмы играют большую роль в популяризации похищений.

Источник: https://iz.ru/870018/igor-karmazin/pokhititeli-estestva-kak-devushek-v-kirgizii-prinuzhdaiut-k-svadbe

Воровство невесты у казахов

Воровство невесты у казахов

Одним из оставшихся казахских обычаев является «похищение невесты». Этот обычай появился из-за того, что молодой парень не мог уплатить калым за свою возлюбленную или же, потому что родители девушки или парня были против брака их детей, в результате парень крал девушку и вез к себе домой и уже не имело значения, мог ли он уплатить калым или же несогласие родителей на свадьбу.

Кража невесты у казахов

Одним из наиболее известных и интересных обычаев казахов является похищение невесты. Первоначальные истоки этого явления лежат в разных социальных статусах молодого человека и понравившейся ему девушки. Если родня последней не соглашалась выдать ее замуж за молодого человека, который происходил не из столь знатной семьи, то он обычно решался на похищение.

Ученый Замза Кодар, общественный деятель Асия Хайрулина и популяризатор казахского языка Канат Тасибеков дали интервью «Радиоточке». в котором объяснили, что нет такого обычая, как кража невесты без согласия – это лишь преступление, которое прикрывают, ссылаясь на традицию.

Похищение невесты

Обычай похищения невесты и заключения брака без согласия не только девушки, но и ее родителей нередко становился источником жестоких межродовых столкновений и последующей судебной тяжбы, особенно если девушка была уже засватана за другого. Закон, как правило, оказывался на стороне представителя более сильного и влиятельного рода, которым практически всегда оказывался мужчина. Жених мог пойти на такой риск, только заручившись поддержкой своей родни.

Рекомендуем прочесть:  Какие документы нужны для развода

Похищение в Казахстане Древний обычай похищения невесты для заключения брака относится ко времени становления патриархата [1] .

К похищению невесты в Средней Азии и Казахстане прибегали крайне редко. Обычно это случалось, если родители не давали согласия на брак или когда они слишком тянули с проведением свадьбы [2] .

Господствующей формой брака среди казахов была женитьба со сватовством (кудалык) и последующим «выкупом» невесты за калым.

посадить жениха Причем делается это в весьма торжественной обстановке, под ее ноги стелют белую дорожку, на голову накидывают белый платок, посыпают конфетами, играет музыка, приглашены гости, все снимается на камеру. Несколько парней буквально доносят девушку до дверей дома и ее запихивают внутрь.

На сегодняшний день одной из острых социальных проблем в Казахстане, бурно обсуждаемых населением на всевозможных интернет-форумах и площадках, является проблема кражи невест, и особенно проблема умыкания девушек для замужества.

Большинством казахстанцев данное деяние трактуется как обычай, история которого уходит корнями в раннее традиционное казахское общество, и который нельзя искоренять, в том числе и правовыми методами, в целях сохранения своей национальной идентичности.

Однако как на самом деле оценивалась кража невест у наших предков, каковы правовые последствия похищения девушек для их насильственного замужества в старину и в современном Казахстане, и какова реальная картина проблемы в нашей стране, я попробовала выяснить на основе проведения небольшого исследования.

На реальную кражу невест шли те парни, которые были засватаны за них, но не могли добиться их согласия; были влюблены в засватанную за другого парня невесту, или в не засватанную невесту.

Тот случай, когда джигиты из богатых аулов похищали девушек из менее состоятельных семей, считался тяжким преступлением, в силу чего родители похитителя уговаривали девушку дать согласие на брак, посылали послов с богатыми дарами к ее родителям.

Если девушка давала согласие на брак, то семья жениха откупалась большим штрафом и полным калымом, а родители давали благословение. В случае если девушка отказывала, то она возвращалась к своим родителям, а виновные подвергались значительному штрафу.

В целом, в записях казахских адатов 19 века содержатся описания различных наказаний, следуемых за умыкание девушки без согласия родителей, которое рассматривалось как тяжкое преступление.

“Он не отдает приданое, говоря, что они заплатили калым и провели той. Ее свекор пришел в суд и сказал, что «у кыргызов не поднимают такой шум, и вы сами устраиваете скандал».

Я ответила, что «бедная девушка была согласна, но они ее сами унижали». Он приезжает до Бишкека и оспаривает владение тошоками, 5-6 одеялами, диваном и еще кое-какой мебелью.

Но в то же время никто не беспокоится о судьбе девушки и ее больном состоянии”.

Азаттык: Закон против кражи невест заработал

“11-классницу из Таласа по дороге изнасиловали, а потом привезли домой и надели платок. Ее забрали родители, но она была похищена снова. Через неделю ее снова забрали родители, но ее опять похитили и изнасиловали. Милиция и прокуратура отнеслись к заявлениям безразлично. Хотя все произошло в августе 2012-го, и если бы адвокат не пришел, то дело было бы закрыто”.

Кения, Руанда, Эфиопия В африканских странах за столетия ритуал похищения почти не изменился и остается, пожалуй, самым беспощадным по отношению к похищенной. Нередки случаи, когда мужчины отказываются от жен или не справляют свадьбу, а женщины остаются в таком случае простыми наложницами.

Рекомендуем прочесть:  Через какое время можно подать на алименты

Воровство девушек у казахов

Известным случаем стало происшествие в Калифорнии в 1985 году, когда один из хмонгов-эмигрантов похитил и изнасиловал местную американку. В суде он доказывал, что это был акт zij poj niam.

Судья признал, что похищение и изнасилование в данном случае было частью обычаев его народа, и лаосец был осужден лишь за незаконное лишение свободы. В Индии Практика похищения широко распространена в деревнях северо-восточной и центральной Индии.

Украв девушку, нужно как можно быстрее сбежать из деревни, так как в погоню устремляется вся деревня. Если пара не будет найдена в ближайшие несколько часов, они будут считаться мужем и женой.

На северо-востоке страны есть нюанс, что девушку непременно нужно уносить на своей спине. В Мексике Обычай широко распространен в индейских общинах мексиканского штата Чьяпас.

Как правило, после какой-нибудь вечеринки парень везет девушку к себе домой. Если родители парня в курсе его планов, то в доме уже все готово к встрече, и приглашены гости. “Украденная” девушка правой ногой переступает порог, парня и девушку обсыпают шашу (конфетами, баурсаками и проч.

), мать или бабушка жениха накидывает ей на голову платок. Невесту усаживают за дастархан, причем на почетное место — тор. Это одна из особенностей умыкания невесты омских казахов. Информанты подчеркивали, что это — единственный раз, когда невестка может сидеть в торе.

Больше ей этого не позволят.

Научная статья по теме — КРАЖА- ЭТО ВЕЧНЫЙ НАШ ОБЫЧАЙ: УМЫКАНИЕ НЕВЕСТЫ У РОССИЙСКИХ КАЗАХОВ История

В настоящее время российские казахи заключают браки как посредством сватовства, так и путем умыкания невесты. Казахи Поволжья и Западной Сибири умыкают девушку с ее согласия, а часто и с согласия ее родителей.

Похищения без согласия встречаются у казахов Алтая. Это явление, бывшее в традиционном обществе нарушением обычного права, сегодня осознается народным сознанием как национальная традиция.

В статье рассмотрены временная динамика и причины распространения умыкания невесты у казахов России.

В наши дни искаженное знание об обряде кражи невесты или его полное отсутствие привело к тому, что молодые люди считают это нормой и даже ссылаются на традиции.

Хотя ссылаться им нужно на 125-ю статью Уголовного кодекса РК, где четко оговорены условия наказания при краже человека. Даже с такими благими намерениями, как создать семью.

Кстати, нельзя забывать о том факте, что горе-дружки, которые помогали выкрать невесту, и те, кто способствовал этому, также привлекаются к уголовной ответственности.

Похищение невесты в Казахстане: обряд или преступление

Еще одна причина кражи невесты заключалась в социальном неравенстве между девушкой и парнем. Если сторона жениха была бедной и выплатить калым не могла, то ничего другого, кроме кражи невесты, не оставалось.

Поскольку у казахов женитьба расценивалась как сближение двух родов, то украсть дочь из богатой семьи было чревато необратимыми последствиями для рода жениха. Вплоть до войны.

Поэтому редко кто мог пойти на этот шаг без согласия самой девушки.

Источник: https://uristsos.ru/avtoyurist/vorovstvo-nevesty-u-kazahov

Самые громкие истории похищения невест в Казахстане

Воровство невесты у казахов

Древний обычай похищения невесты с национальным колоритом в прежние времена оправдывали суровыми кочевыми реалиями, в которых жил казахский народ.

Если влюблённый джигит, к примеру, не мог честно заплатить калым за приглянувшуюся девушку, или же сама прелестница не одобряла его кандидатуру, то что же ещё оставалось пылкому юноше? Правила пикапа в патриархальной степи ещё не зародились, а выживать и продолжать род как-то надо было.

Прошли века, а джигиты всё ещё норовят последовать примеру предков и пропустить фазу ухаживания.

Особенно традиционалисты разгулялись в последнее время: громкие скандалы с похищением невест гремят по всему Казахстану.

Апеллируя к обычаю, современные казахстанцы зачастую просто совершают уголовные преступления. Похищения часто носят далеко не ритуальный характер и выглядят не как театральная постановка.

Скандалов с кражами невест было так много, что впору составлять хит-парад громких похищений.

Представляем подборку наиболее нашумевших случаев.

Надели платок – обязана выйти замуж

Ещё в прошлом году большой резонанс получил видеоролик под названием “Надели платок – обязана выйти замуж”. На видео во вполне цивилизованном жилище происходит нечто вроде жутковатого перфоманса. Молодая девушка кричит благим матом и выкрикивает ругательства, пытаясь вырваться. Женщина постарше пытается покрыть голову заартачившейся невесты платком, та же бьётся как рыба в неводе.

Невозмутимый юноша улыбаясь удерживает девушку.

Тем временем женщина начинает уговаривать, по всей видимости, похищенную невесту.

“Мы родителей знаем, тебя знаем”, – приводит аргументы она.

“Арай, это же не делает человек, который тебя не знает!” – говорит, предположительно, будущая свекровь девушки.

В конце концов на девушку удаётся водрузить платок, и она тут же затихает, будто этот обряд реально имеет магическое свойство подавлять волю к свободе. Хотя, если присмотреться, видно, что девушке просто стало плохо, и она лишилась чувств.

Веди себя доступно

Ещё один гулявший по сети ролик показывает случай в Мактааральском районе Южно-Казахстанской области. Девушку силой затаскивают в дом жениха, несмотря на то, что та плачет и сопротивляется. Уже в доме невеста повторяет, что не останется здесь, но родственницы жениха начинают её стыдить: мол, не пристало так себя вести воспитанной девушке, похитили – веди себя доступно.

Из альма-матер – в невесты

В ноябре 2015 года в Алматы студентку местного колледжа похитили прямо у учебного заведения. Парни на машине с кыргызскими номерами хватают девушку и силой сажают в машину. Закадровый голос женщины, снимавшей происходящее из окна, говорит, что неизвестные похитили невесту.

Это видео получило большой резонанс. В городе был объявлен план “Перехват”. 

Позже стало известно, что парень похищенной алматинской студентки начал самостоятельно разыскивать невесту. После чего похитителям девушки её родственники угрожали “войной”.

Полицейские убедили жениха добровольно вернуть девушку домой. Студентка отказалась от каких-либо претензий к подозреваемому и от подачи заявления.

Решила пошутить

В Костанайской области зимой текущего года произошло мнимое похищение невесты, которое тем не менее вызвало вполне реальный переполох.

На видео парень сначала закидывает девушку на плечо, а после насильно, не обращая внимания на её крики, запихивает в багажник. Ролик набрал 1000 просмотров, пока не был удалён пользователем. Как оказалось, шуточное видео героиня ролика выложила у себя на странице в “Инстаграме” и “ВКонтакте”. По словам девушки, она не ожидала, что станет звездой социальных сетей.

Полиция же не поняла юмора девушки и молодого человека и завела уголовное дело по статье 125 УК РК “Похищение человека”. Героине ролика пришлось прийти в ДВД Костанайской области, чтобы объяснить, что её на самом деле никто не похищал. Дело прекратили “за отсутствием события уголовного правонарушения”.

Полицейские великодушно решили не стали наказывать шутницу, учтитывая, что она своевременно сама явилась к ним с объяснениями.

Испугался статьи

Чуть больше недели назад в Алматы пропала 18-летняя выпускница школы – Жулдыз Ерманова. Девушка вышла из дома в районе “Арбата” 1 августа в 18:00 и не вернулась.

Родные бросились на поиски, они попросили о помощи волонтёров. Сестра Жулдыз в интервью журналистам говорила, что молодого человека у девушки нет.

Родные просили возможных похитителей вернуть Жулдыз невредимой, обещая сделать всё, чтобы не завели уголовное дело.

Полиция Алматы создала специальную следственно-оперативную группу из числа сотрудников подразделения криминальной полиции и местной полицейской службы, чтобы искать девушку.

Но через пару дней Жулдыз нашлась. Выяснилось, что её похитил жених. Влюблённый парень собирался жениться на выпускнице. Но поняв, что его романтические устремления тянут на серьёзную статью, вернул невесту семье.

Кража с летальным исходом

Получившая наибольший резонанс за последние дни история с похищением невесты закончилась трагически. Историю Алии Ошакбаевой уже знает вся страна. 20-летнюю девушку обманом подозвали четверо мужчин, попросив показать дорогу.

Потом, как рассказала похищенная, её силой посадили в машину и повезли в дом к одному из мужчин. Двоих из них Алия видела раньше. Решивший стать её женихом Бахытжан жил в соседнем селе.

Также девушка узнала водителя: по её словам, он работал в миграционной полиции.

Фото со страницы в

Сотрудник правоохранительных органов, как рассказала Алия, пил прямо за рулём и ехал на высокой скорости. Похищение не довели до конца, так как ВАЗ попал в жуткую аварию, врезавшись в грузовик. Все четверо похитителей скончались.

Алия осталась единственной выжившей в ДТП. Но врачи всё ещё не знают, сможет ли она ходить, её бедренная кость раздроблена. Лишь после операции, которую проведут в Алматы, станет известно, восстановится ли двигательная функция. В ДВД Алматинской области отрицают, что водитель, о котором говорит Алия, работал в правоохранительной системе.

Фрагмент видео “31 канала”

Алия Ошакбаева была госпитализирована в тяжёлом состоянии

Известный казахстанский юрист Джохар Утебеков считает, что за похищение невест в РК часто не наказывают, потому что Уголовный кодекс оценивает жизнь похищенного намного выше, чем наказание виновных.

“Если они добровольно освободят похищенного, то не понесут уголовной ответственности. Ответственность наступит, только если имеются сопутствующие преступления (изнасилование, вред здоровью, хранение оружия, угон и прочее). Разумная и гуманистическая норма. Законодатель поощряет, чтобы похищенные остались в живых. Это гораздо важнее, чем кого-то наказать!” – написал Джохар Утебеков в .

В прошлом году на заседании Комиссии по правам человека при Президенте РК министр внутренних дел Калмуханбет Касымов заявил, что в МВД регулярно проходит мониторинг видео с похищением невест.

Источник: https://informburo.kz/stati/samye-gromkie-istorii-pohishcheniya-nevest-v-kazahstane.html

МОСКВА, 28 июн — РИА Новости, Антон Лисицын. В Киргизии разработали игру для смартфонов — “Весна в Бишкеке”. Сюжет — похищение невесты. Но и в жизни такое случается. Пока одни с этим обычаем борются, другие его поддерживают. Почему эта архаичная традиция столь живуча и как киргизские девушки спасаются от насильственного брака — в материале РИА Новости.

Две попытки похищения

“Весна в Бишкеке” — симулятор ситуаций. Героиню игры пытаются принудить к браку угрозами, авторитетом старших. В реальности бывает и похуже.

Акбермет работает в неправительственной организации, защищающей права женщин. Для нее кража невесты — личная история. Нет, саму Акбермет никто не умыкал, но ее мать в свое время украли — причем против ее воли. “Меня спрашивают, почему вы так с этим боретесь? Вы ведь счастливы в личной жизни.

И я не могу ответить, что моя мать не смогла дать своим дочерям той любви, которой мы от нее ждали, так как она на нас вымещала обиду за то, что ей пришлось прожить жизнь не ту, которую она сама выбрала, а ту, которую ей навязали. Это надломило ее.

И мою старшую сестру она также выдала замуж насильно”, — говорит собеседница РИА Новости.

Она вспоминает, что когда отец, укравший ее мать, состарился и стал немощным, та как будто мстила ему. Это приносило боль всем. “Зато очень любила брата.

Мы с сестрами думали, что в нем она видела человека, которого могла бы полюбить, и поэтому ему она отдавала все свое нерастраченное тепло. А ведь сколько таких семей, сколько таких детей! Отсюда и холод в жизни и семье.

Поэтому я так борюсь с этим обычаем”, — объясняет Акбермет.

Этот обычай называется ала-качуу — дословно “хватай и беги”. Как выяснили Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА) и Национальный статистический комитет, каждый пятый брак в республике заключают именно после похищения.

Но далеко не всегда это происходит по взаимному согласию.

В июне 2018-го произошла совершенно ужасная история. Похитили девушку, Бурулай Турдалы кызы. Она не хотела замуж за этого молодого человека, и семья знала об этом.

Заявили в милицию. Машину перехватили, направили в отделение — разбираться. Почему-то ненадолго оставили “жениха” и Бурулай наедине. И он зарезал девушку.

Эта трагедия вызвала большой общественный резонанс. СМИ публиковали все новые истории похищенных девушек. “Жених” не придумал ничего лучше, чем изнасиловать меня.

Хотел, чтобы я осталась в его доме из страха перед позором и общественным порицанием”, — рассказывала одна из пострадавших.

Еще пожилая родственница может лечь на пороге в надежде, что похищенная не переступит через нее, побоявшись проклятия.

Или на девушку накидывают белый платок — символ новобрачной. Есть и другие приемы.

Социолог Топчугуль Шайдуллаева посоветовала девушкам в таких ситуациях не поддаваться на провокации. Например, заявить: “Если вы — соучастники ала-качуу, то и ваша дочь будет несчастна”. После чего перешагнуть через лежащую в дверном проеме бабушку и идти домой.

Поворотный момент

“После случая с Бурулай отцы еще активнее стали поддерживать своих дочерей, шансы на правовую защиту девушек выросли, — говорит глава общественного фонда “Открытая линия” Мунара Бекназарова. — Что-то повернулось. Как будто ее неслучайно так назвали (Бурулай в переводе с киргизского “развернись”. — Прим. ред.)”.

По словам Бекназаровой, долгое время кража невест не считалась преступлением. “У многих в сельской местности это не выветрилось. Ведь так делают якобы по обычаю. Похищают с целью принудить к браку, скажем, без согласия, потом шлют гонцов: ваша дочь у нас. Сторона похитителя шлет гонцов стороне девушки.

Дочь пишет записку родителям. Родители принимают решение — оставить ее в доме похитителя или нет, ехать забрать девочку домой или ехать, чтобы уговорить девушку остаться. Если оставляют, договариваются о сумме выкупа — где как, все зависит от материального уровня”, — описывает она порядок ала-качуу.

Но если патриархальная идиллия нарушается несогласием девушки, то дальше ее начинают убеждать. Иногда шантажировать. “Говорят так: ты семью опозоришь, если вернешься. Как будто вышла замуж и сразу развелась. На улице пальцем показывать будут”, — описывает сценарий уговоров Бекназарова.

Иногда убеждают и всю родню, если та не согласна отдавать девушку замуж. Мало кто задумывается о праве выбора для девушки, сетует общественница, все думают только об этом моменте и как его завершить — женитьбой или нет. “Родственники находят общих знакомых, уговаривают отказаться от заявления о похищении.

Поэтому после случая с Бурулай в обществе больше стали говорить о том законодательстве, которое у нас есть, в котором было ужесточение наказания за принуждение к браку, но которое слабо работает.

И стали говорить о новых кодексах, в которых прописано, что теперь уголовное дело будут расследовать, даже если родственники отзовут заявление”, — объясняет руководитель фонда “Открытая линия”.

Неравные браки

В мае до суда дошло дело о принуждении к браку. Женщина из Чуйской области утверждала, что еще в 2013-м знакомый изнасиловал ее и заставил совершить с ним обряд бракосочетания. Подозреваемый все отрицал.

Следствие опровергло обвинения. Милиция возбудила уголовное дело о ложном доносе.

До этого киргизский сегмент соцсетей обошли кадры похищения: плачущая шестнадцатилетняя девушка вырывается из рук обступивших ее женщин. Проверка опять не выявила нарушений закона.

Чынара Сейдакматова называет себя собирателем традиций.

Она рассказывает, когда и почему появился обычай умыкания девушек: “В старину в киргизском обществе каждый знал свое место. Воровали невест только в случае неравного брака, запретной любви. Но это было оскорбление целого рода. Если похитителя и похищенную догоняли, то их убивали.

Женились все в одной социальной нише, крали невесту, если ее более состоятельная семья сопротивлялась браку”.

Советская власть размыла социальные перегородки. “Больше стало неравной любви, невест умыкали по их согласию. Родственники заранее договаривались о похищении. Потому что традиционный путь был очень дорог”, — продолжает Сейдакматова.

В ходе привычного сватовства будущие родственники ходили друг к другу в гости, устраивали застолья или хотя бы широкое чаепитие. Много подарков: посуда, одежда, ткани, телевизоры — по согласованию сторон. В одном “посольстве” могло быть до пятнадцати человек. “Умыкали часто, чтобы сократить эти расходы”, — утверждает собеседница.

“В 1990-е, после распада Советского Союза, когда пришли разруха и бардак, невест воровали от нищеты”, — добавляет она.

Деятельность гендерных организаций, которые борются с ала-качуу, собирательница традиций во многом не одобряет. “Из этого делают шоу: чем распущеннее девица, тем больше она голосит.

Если у меня была бы дочь, я бы попыталась вернуть ее без скандала. Да и какой скандал может быть? На девственность никто сейчас не смотрит”, — рассуждает она.

По ее мнению, падение нравов описывается формулой “больше разврата — больше умыкания”.

История, которая не повторилась

Кандидат исторических наук, преподаватель Кыргызско-российского славянского университета Павел Дятленко также полагает, что в большинстве случаев невест воруют не из романтических, а из прагматических побуждений.

“Похищение девушки позволяет сэкономить на расходах в период ухаживания и выплате калыма при заключении брака, — указывает он.

— Есть еще и социальные причины: продолжается архаизация, маргинализация и криминализация общества, грамотность падает, почти не действуют институты государства и законы”.

Киргизия как будто находится меж двух миров — традиционно-патриархального и современного, постмодернистского, говорит историк. Поэтому и взгляды на ала-качуу различны. “В городах к этому относятся отрицательно, но две трети населения республики живет в сельской местности”, — добавляет он.

А художник и антрополог Алтын Капалова считает, что и город, и село в Киргизстане одинаково патриархальны. Инструменты “порабощения женщин” меняются, но модель общая.

“И все же даже городские скорее похитят девушку из села — из прагматических соображений, — уточняет она. — У такой есть навыки ведения хозяйства, обращения с курами, баранами, опыт полевых работ.

Украсть студентку дизайнерского факультета, которая не доила никогда корову, экономически невыгодно”.

В 2018-м автомобиль с Бурулай остановил инспектор безопасности дорожного движения Замир Айткожоев. Он и передал девушку дежурному районного отдела внутренних дел, где ее убили. Спустя год Замир точно так же затормозил машину, где, помимо четверых молодых людей, была девушка.

“Она сидела в углу запуганная. Попросила помочь. Мне удалось вызволить ее и посадить в патрульный автомобиль”, — рассказывал он.

Всех привезли в РОВД. Похитителями оказались ее одноклассники.

На этот раз девушку не оставили наедине с группой поддержки “жениха”, которого, кстати, она даже не знала.

Источник: https://ria.ru/20200628/1573468228.html

Сельская традиция против городских нравов: где нельзя воровать девушек в Казахстане?

Воровство невесты у казахов
Трагедией закончилась другая история, когда трое парней похитили в Алматы 24-летнюю Алию Ошакбаеву и по пути в дом жениха попали в аварию. Получив серьезные травмы, в ней чудом выжила только девушка.

Украденная невеста чудом выжила в ДТП

Алматинским девушкам чужды варварские традиции

Между тем, согласно статистике, за первую половину 2015 года кражи невест чаще всего происходили не в Алматы, а в Жамбылской области, но почему-то больший резонанс как правило вызывают прецеденты, которые случаются в мегаполисе.

Случаи кражи невест в Казахстане за 2016-2017 годы, получившие огласку в СМИ

Бахыт Туменова, президент общественного фонда «Аман-саулык» считает, что именно в Алматинском регионе больше всего случаев, когда девушки протестуют после похищения. В связи с этим и в СМИ больше пишут на эту тему именно в Алматы и области, хотя традиция кражи невест на сегодняшний день «прогрессирует» именно на юге Казахстана, особенно в сельской местности.

— В южных регионах страны все больше людей относятся к этому, как к обычаю, принимая подобные ситуации как данность.

Женщины там более терпимые и больше боятся, поэтому похитителям их легко запугать

У них недостаточная правовая осведомленность — они опасаются, что если пожалуются в правоохранительные органы, справедливости все равно не добьются, — высказывает мнение Туменова.

Марианна Гурина, президент фонда «Ұлағатты жанұя» также считает, что южане больше привержены традиции кражи невест.

— В Алматы народ более просвещенный, да и на севере страны краж женщин практически нет. В случаях, происходящих на севере, фигурируют больше чеченцы, курды или ингуши. В любом случае, по отношению к девушке

воровство с целью женитьбы унизительно, за это надо наказывать

Традиция кражи невесты актуальна, если пара встречается, молодые любят друг друга и обоюдно решили это сделать, в противном случае это должно пресекаться, — уверена Гурина.

Украденная невеста наказала похитителя через суд

Воровство невест противоречит идеологии Казахстана

Бахыт Туменова отмечает, что после того как СМИ начали освещать случаи воровства невест в стране, правоохранительные органы подключились и стали наказывать похитителей. До этого в большинстве случаев к ним особо никаких мер не применяли.

— Освещение этой темы заставляет общество задуматься, а государственные структуры «зашевелиться». Однако

есть категория людей, которая считает, что в воровстве невест нет ничего плохого

Но ведь мы-то провозгласили себя светским и демократическим государством, поставив высокую планку войти в число развитых стран. Поэтому «варварские» стандарты для нас неприемлемы: мы должны соответствовать тому пути, который провозгласили официально. И

если кто-то этого не понял, им лучше уехать жить в те страны, где принято многоженство, где женщин казнят и обращаются с ними, как с товаром,

— рассуждает Туменова.

Чтобы в сознании людей укоренилось осознание неправомерности похищения женщин, по мнению Бахыт Туменовой, государство должно принимать комплексные меры:

  • внедрять механизмы справедливого правосудия,
  • повышать образование и общую образованность граждан,
  • развивать институты семьи и брака,
  • разъяснять гражданам их права и обязанности,
  • совершенствовать институты, защищающие права и свободы граждан,
  • развивать гражданское общество и гражданскую активность,
  • сделать доступной консультативную помощь,
  • бороться с бедностью среди населения.

— Только когда произойдут подвижки в этом направлении, фактов похищения женщин, я думаю, станет гораздо меньше. А вместе с тем сократятся и случаи домашнего насилия, — считает Бахыт Туменова.

«Слюбились» не значит счастливы

Между тем, не всегда насильно выданные замуж девушки оказываются несчастными. В статье двухлетней давности в voxpopuli.kz рассказывается о женщинах, которые хоть и были украдены и не знали своих мужей до брака, но оказались в итоге счастливы.

Однако автор подчеркнул, что героини, чьи судьбы после принудительной женитьбы сложились неудачно, отказались давать интервью и фотографироваться. Значит можно предположить, что счастливый брак после похищения редкость.

Да и те, кто утверждает, что они счастливы, по предположению Бахыт Туменовой, могут лукавить.

— Кто его знает,

может женщине, которую когда-то украли, нажившей детей и смирившийся со своей участью, стыдно признаться, что на самом деле она хотела другую жизнь

К примеру, закончить институт, стать специалистом и выйти замуж совсем за другого человека, с которым встречалась перед тем как ее украл нынешний муж. Но если скажет правду, она подведет мужа, с которым прожила много лет.

Может эту боль она закопала глубоко и не выпускает, потому что знает — это разрушит ту благополучную семью, которая есть на сегодняшний день. Не зря же существует поговорка «стерпится-слюбится». И в данном случае женщины «стерпели» и «слюбились».

Да и не зная другой жизни, они не способны сравнить, а может и вообще не знают, каково это, выйти замуж по любви, — отмечает Туменова.

В узбекистане «уята» еще больше

По словам Бахыт Туменовой, сегодня именно здоровые взаимоотношения в семье, где родители относятся друг к другу с любовью и уважением, и это является основополагающим фактором, влияющим на мировосприятие детей. Именно родители чаще всего становятся для них примером, как надо жить и вести себя в обществе.

— А

если девушка выросла в семье, в которой отец имел право ударить маму, то и она уже будет считать это приемлемой формой обращения

В случае если эта девушка подвергнется похищению с целью женитьбы,  посчитает это неизменным обстоятельством и смирится со своей участью, хотя и не будет любить этого человека, — говорит президент «Аман-саулык».

По ее наблюдениям, если для многих семей в Казахстане понятие «уят», зависимость от общественного мнения ставится во главу угла, то у казахов, живущих в Узбекистане, это развито еще в большей степени.

Бахыт Туменова рассказывает, что однажды девушка-казашка, живущая по соседству, поведала ей свою историю. Сама она из Узбекистана, однако муж родом из Шымкента, он «украл» ее, когда она гостила в Казахстане.

В итоге их семейная жизнь так и не сложилась, молодая жена все-таки ушла от мужа.

Украденные невесты Кыргызстана: рабыни 21 века

— Я спросила ее, почему она не вернется к родителям, живущим в Узбекистане, на что женщина ответила:

«Ну как я вернусь, строгие законы у казахов в Узбекистане: если ты вернулась из замужества, на тебе пятно до конца жизни и ты никогда больше замуж не выйдешь,

тебя считают «прокаженной». Здесь у людей не такие строгие взгляды, как там». Мне кажется, что самое ужасное, когда родители отворачиваются от своих детей. Должно быть иначе: родители должны дать понять своей дочери, что ее всегда примут под крышу родительского дома, что бы ни произошло.

У нас, у казахов, есть пословица, которую как напутствие используют при проводах дочери, чтобы она «как вода впиталась, как камень погрузилась в новую семью». На мой взгляд, в ней заложен скрытый подтекст, что путь назад ей отрезан.

Мне кажется, это неправильно, и именно это причина того, что женщины часто терпят побои, грубое отношение и живут с нелюбимыми — говорит Туменова.

Инструкция украденным девушкам

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы привести здесь советы блогера, которые он дает девушкам, если те подвергнутся похищению с целью женитьбы. По его словам, необходимо вести себя следующим образом:

  • Если вас пытаются затолкать в машину, надо изо всех сил кричать, привлекая внимание окружающих
  • Если вы все-таки оказались в машине, нужно вывести похитителей на разговор, разъяснив неправомерность их действий и последствия
  • Если и это не помогло, попытаться по приезду в дом родителей поговорить с ними и вразумить, пояснив, что их сына ждет наказание
  • А если и родители оказались упертые, то пойти на обман — якобы согласиться, попросить вернуть отнятый телефон и оставшись одной позвонить родителям и в полицию

Такие действия, по мнению блогера, позволят девушке избежать нежеланного брака. Ему вторят и эксперты: нужно обязательно что-то делать,

женщина в светском обществе имеет право лично вершить свою судьбу, не позволяя посторонним решать, за кого ей выходить замуж

Источник: https://365info.kz/2017/05/selskaya-traditsiya-protiv-gorodskih-nravov-gde-nelzya-vorovat-devushekv-kazahstane

Закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: